14:42 Айкидо предназначено менять людей | |
В интернете мне на глаза попался текст диссертации по теме преподавания айкидо. В ее введении отмечалось, что «…в условиях современного российского общества ученик и тренер являются потребителем и поставщиком услуг по физическому воспитанию…», и в связи с этим на нескольких сотнях страниц обосновывалась необходимость задачи «…учитывать интересы и потребности каждого занимающегося…», предлагалось как это сделать, используя «…педагогическую технологию управления мотивационно-ценностной сферой занимающихся айкидо…». Целиком поддерживаю слова сына Основателя айкидо Киссемару Уесиба, высказанные им в книге «Дух айкидо», освещающие проблему сохранения традиций в практике айкидо. «Некоторое время я изучал то, как японские традиционные боевые искусства развиваются за границей. Когда их переносят на чужую почву, то некоторые боевые искусства теряют свои характерные черты, национальные корни и становятся, главным образом, способом тренировки физической ловкости. В конце концов, центр боевого искусства переносится в страны, где воспитывают физически сильных и хорошо технически подготовленных спортсменов. Я не могу согласиться с тем, что это неизбежная участь боевых искусств при их выходе на мировую арену. Что же касается айкидо, то его сутью является уникальная японская философия. И я убеждён, что тот, кто с этим не согласен, не является айкидоистом. Смысл интернационализации не в том, что уникальная традиция становится интернациональной, а в том, что люди, изучающие айкидо, должны изменить свои привычки и примкнуть к традиции». Надеюсь слова К.Уесибы в защиту сохранения традиций практики японского искусства весомее призыва о внесении современных рыночных, экономических отношений в практику духовного совершенствования? Ведь именно это, по своей сути, предлагают авторы диссертации, возводя ученика и тренера в статус потребителя и поставщика услуг, призывая учитывать все их запросы. Считаю, что авторы, неверно определив исходные условия для своей работы, не принимая во внимание, либо сознательно устраняя из практики айкидо основной принцип концепции Пути «Практика меняет нас!», лишают себя права называть словом айкидо рассматриваемый ими вид деятельности. Представьте, что будет, если случайные люди, столкнувшись с трудностями практики искусства, предназначенными как раз для трансформации их личности, желая оставаться приобщенными к практике Пути и иметь основания упоминать об этом в светских разговорах, не захотят заставлять переделывать себя! Будучи платежеспособными, предложат учителю, конечно с компенсацией, убрать из тренировки трудные и бессмысленные упражнения! А учитель, для удовлетворения запросов «адепта», на основании его индивидуальных особенностей, пойдет ему на встречу, обосновывая свои действия тем, что эти люди, продолжая заниматься, будут укреплять свое здоровье, его бюджет и демографию… В японской традиции это невозможно, у нас получается – да! Да, портрет Основателя айкидо совершенно не гарантирует того, что в этом зале вам предоставят условия для практики Пути! Отсутствие кинескопа в телевизоре легко заметить и вовремя от него отказаться. Отсутствие в занятиях айкидо принципов практики боевого искусства, определить гораздо сложнее. Новичку это сделать практически невозможно. Своим призывом к удовлетворению потребностей занимающихся и преподавателей, авторы диссертации подменяют цели японского искусства. Изменив под себя тонко отрегулированную веками систему совершенствования личности, вымарав из нее как ненужные все ценные качества, они предоставляют первоначально искренне заинтересованным людям перевернутые с ног на голову методы ее практики. В итоге, не получив желаемого результата, неудовлетворенные они не находят ничего лучше как обвинить айкидо в неэффективности. Одни из них бросают свои занятия, другие, не повторив способностей Основателя айкидо, предпринимают активные попытки по совершенствованию его учения. Это мы уже проходили! Продолжая тему о сохранении традиций вековой культуры в практике искусства, в качестве дополнения к инструкции по изучению айкидо, считаю важным отметить то, как опасен перенос инерции повседневного мышления в свои тренировки. Именно на преодоление этой инерции стоит направлять свое внимание при изучении айкидо. «Я так хочу! Мне так удобней! Я имею право заниматься тем, что мне больше нравиться, больше подходит в силу моих индивидуальных особенностей! Я выбираю предметом своих занятий практику боевого искусства! Я буду заниматься айкидо!» – все это рассуждения, характеризующие свободное демократичное мышление. Ничего плохого в такой модели рассуждений нет. Мы знаем, что развитие индивидуальности поощряют различные педагогические системы. Однако я знаю, что перенос подобного стиля мышления в восточную практику способен привести к следующему ее продолжению: «Я знаю свои способности и возможности! Я знаю, что они позволяют мне иметь уважение в кругу коллег, друзей и знакомых! Я горжусь этим уважением! Для укрепления этого уважения я буду тренироваться в этом престижном клубе, к тому же так удобно для меня расположенном! Я буду заниматься по такому расписанию! А это технику, заданную для изучения на сегодняшнем уроке, я стану выполнять вот с таким незначительным отличием! И это будет творческим выражением моей индивидуальности в практике искусства!»… В конце концов, занятия скатывается к повторению того, что человек уже давно умеет и без занятий восточной практикой. Ведь он продолжает действовать так, как уже привык, на основании известных ему своих возможностей. Где же тогда практика Пути? Не ищите, ее здесь нет! О результате таких занятий уже сказано выше. А практика находится там, где человек с умом ученика свободным от предубеждений, как чистый лист бумаги, старается в точности повторить заданное ему движение. И в совершенно новой для себя работе, поверьте, настоящие учителя восточных искусств найдут, чем озадачить самое самонадеянное сознание, ученик откроет в себе неизвестные ему до этого качества. Не всеми ими можно будет гордиться. Однако продолжая и продолжая выполнять задаваемую работу все лучше и лучше, он сможет научить себя пользоваться только теми, за которые ему никогда не будет стыдно. На самом деле не все так просто, как здесь изложено. Путь практики искусства бесконечен. Это значит, что изменение себя никогда не заканчивается. От тех, кто намерен продолжать движение по Пути практики айкидо, Путь потребует проявления смелости, упорства и широты души для того чтобы отказаться от того, что приобретено тяжелым трудом, и начать все сначала. Наставляя в воспитании в себе качества готовности к постоянным изменениям, Митцуги Саотоме, личный ученик Основателя айкидо, а ныне известный в мире боевых искусств мастер, в книге «Айкидо и гармония в природе» вспоминает обращенные к нему слова О Сэнсэя: «Если ты хочешь сделать вдох, ты должен сначала открыть рот, чтобы выдохнуть использованный воздух. Если я дам тебе золото, и ты схватишь его со всей силой, на которую способен, боясь его потерять, ты не сможешь потрогать бриллиант, который я тебе предложу затем». Описанию характеристик практики японских искусств и Пути, с подробными перечислениями и детальными описаниями, посвящены тома специальной литературы. Однако для того чтобы тренировки в айкидо были и оставались восточной практикой в первую очередь необходимо сознательное подчинение главным из его принципов: «Искусство – инструмент духовного развития человека!», «Не мы меняем искусство, искусство меняет нас!», «Практиковать Путь, значит быть готовым к постоянным изменениям!», «Будь готов отказаться от того, что уже приобретено!» Это поворотный пункт! Именно эти условия направляют всю практику занятий в нужное русло. Служат надежными ориентирами, не позволяющими сбиться с бесконечно интересного Пути практики айкидо. | |
|
Всего комментариев: 0 | |