Lorem ipsum
Class aptent taciti sociosqu ad litora
Главная » 2010 » Июнь » 27 » Айкидо предназначено менять людей
14:42
Айкидо предназначено менять людей

 

     В интернете мне на глаза попался текст диссертации по теме преподавания айкидо. В ее введении отмечалось, что «…в условиях современного российского общества ученик и тренер являются потребителем и поставщиком услуг по физическому воспитанию…», и в связи с этим на нескольких сотнях страниц обосновывалась необходимость задачи «…учитывать интересы и потребности каждого занимающегося…», предлагалось как это сделать, используя «…педагогическую технологию управления мотивационно-ценностной сферой занимающихся айкидо…».
Казалось бы, благородно и политически современно – с помощью научных психологических технологий проникнуть в тайны восточной мудрости. Использовать ее потенциал для соединения интересов занимающихся, преподавателей и государства, учитывая реалии рыночной экономической системы, провозглашенной в нашем обществе.
Вместе с тем, подобная постановка вопроса, отождествляющая ученика боевых искусств с человеком, занимающимся в спортивной секции, сэнсэя с тренером, а практики боевого японского искусства с занятиями спортом, говорит о том, что к айкидо авторы этой работы, кроме того что использовали всемирно известный бренд, не имеют никакого отношения.

Для меня очевидно, как неверно определенные авторами исходные условия, проблемы и способы их решения, содействуют появлению адаптированного под их узкие цели еще одного суррогатного вида айкидо. А это значит – к забвению и утрате уникального опыта практики будо, подаренного нам мастером Морихеем Уесибой.
С сожалением отмечаю, что айкидо, построенное в своей основе на объединяющем все и вся принципе, страдает от раздирания на множество противоречивых друг другу стилей. Опасность дальнейшего усугубления и без того неестественного положения стали причинами появления этой записи.
Действительность такова, что к айкидо, вследствие его чрезвычайно быстрого экспансивного развития, относятся как к одному из видов единоборств, причем даже среди тех, кто им занимается. Не все знают, что в первую очередь, айкидо – это форма практики японского искусства вообще. Причем не только боевого! Что айкидо – это воплощение философской концепции Пути и в техниках на татами, и в повседневной жизни человека.
Специалистам же должно быть известно, что в отличие от физкультуры, предназначенной делать человека здоровым, или спорта, делающего его сильным, основной целью любого вида японского искусства, является совершенно другой конечный продукт.
Японская культура показывает, что искусством и практикой Пути могут быть самые различные виды человеческой деятельности при условии, если их характер соответствует определенным требованиям. В числе основополагающих, это то, что с одной стороны, она должна быть направлена на постижение естественных природных законов, по своей сути являющихся Законами Мироздания. С другой, сконцентрирована на приведении своей личной повседневной жизни в соответствие с этими Законами.
В совокупности эти условия в японской культуре использовались для целенаправленного воздействия на личность человека, для формирования его мировосприятия и образа действий. Другими словами, японские искусства – это инструмент духовного развития человека, того, что невозможно потрогать руками, но, в конечном итоге, определяющее качество всей человеческой жизни. Это те самые условия, которые делают культурные традиции Японии бесценными и востребованными в век компьютерных технологий по всему миру.
Обратите внимание на то, с какой тщательностью японцы берегут традиции своей многовековой культуры. Рядом с промышленным производством посуды существует гончарный круг. Без сомнений, шариковая авторучка намного эффективнее кисти и чернил для выполнения записи на бумаге. Однако в Японии до сих пор с удивительной дотошностью сохраняется искусство каллиграфии. Задумайтесь, почему самурайский меч, символ Японии, или как назвал его В.Хорев – «десять веков совершенства», современными технологиями не растиражирован миллионными экземплярами? Почему настоящим мечом – произведением искусства – остается лишь клинок, сделанный вручную? Даже металл для его изготовления, по нашим меркам, добывается дедовским способом – «вручную и через коленку»! Почему человек, создающий такие мечи, объявлен национальным достоянием? Почему, даже ему, позволяется изготавливать не больше двух мечей в год? Как оружие меч архаичен, но, несмотря на это, школы меча существуют по всему свету и в наше время.
Почему? Потому что посуда нужна для приготовления пищи, шариковая ручка – для записей. Для духовного развития человека ничем незаменимыми остаются гончарный круг, кисть для каллиграфии и катана!
Хочу, чтобы было замечено – главной особенностью механизма, оказывающего духовное влияние на человека, практикующего японское искусство, является соблюдение принципа:
«НЕ МЫ, ПРИСПОСАБЛИВАЕМ ПОД СЕБЯ ИСКУССТВО, ИСКУССТВО МЕНЯЕТ НАС».
Не секрет, что начальным мотивом к занятиям айкидо является желание приобрести ту силу, с которой восьмидесятилетний старик отбрасывал от себя череду молодых нападающих, удерживал одной рукой бокен, который безнадежно пытались сдвинуть несколько человек.
Чтобы приобрести эту силу, нужно знать о ее источнике, знать и соблюдать условия ее освоения. Для этого занятия айкидо должны соответствовать практике японского искусства и Пути.
Глубина восточной мудрости в совершенствовании личности столь велика, что зачастую современный человек за хранимыми ее способами воспитания не видит логики получения необходимого ему результата. По его мнению, результат предлагаемых ему действий видится нерациональным и даже неадекватным.
Именно этому качеству восточная мудрость обязана присказкам о своей тонкости. По этой же причине во многих школах айкидо из практики исключено «бессмысленное» упражнение «шинкон кишин но хоо». Так, в угоду стремлению не отпугнуть людей, приносящих организациям членские взносы, забывается техника, которую Основатель айкидо выполнял ежедневно.
Многократно упрощая, можно сказать, что заниматься айкидо сохраняя национальные традиции, это тоже самое, что использовать техническое устройство, находящееся в рабочем состоянии, и в соответствии с инструкцией по его эксплуатации. Все знают, невозможно пользоваться телевизором, если из него вынуть кинескоп.
Будет ли правильным, искажая методику практики искусства, надеяться получить нужный результат, ту самую необыкновенную силу, продемонстрированную Основателем айкидо? Конечно …

 

Целиком поддерживаю слова сына Основателя айкидо Киссемару Уесиба, высказанные им в книге «Дух айкидо», освещающие проблему сохранения традиций в практике айкидо.
«Некоторое время я изучал то, как японские традиционные боевые искусства развиваются за границей. Когда их переносят на чужую почву, то некоторые боевые искусства теряют свои характерные черты, национальные корни и становятся, главным образом, способом тренировки физической ловкости. В конце концов, центр боевого искусства переносится в страны, где воспитывают физически сильных и хорошо технически подготовленных спортсменов. Я не могу согласиться с тем, что это неизбежная участь боевых искусств при их выходе на мировую арену. Что же касается айкидо, то его сутью является уникальная японская философия. И я убеждён, что тот, кто с этим не согласен, не является айкидоистом. Смысл интернационализации не в том, что уникальная традиция становится интернациональной, а в том, что люди, изучающие айкидо, должны изменить свои привычки и примкнуть к традиции».
Надеюсь слова К.Уесибы в защиту сохранения традиций практики японского искусства весомее призыва о внесении современных рыночных, экономических отношений в практику духовного совершенствования? Ведь именно это, по своей сути, предлагают авторы диссертации, возводя ученика и тренера в статус потребителя и поставщика услуг, призывая учитывать все их запросы.
Считаю, что авторы, неверно определив исходные условия для своей работы, не принимая во внимание, либо сознательно устраняя из практики айкидо основной принцип концепции Пути «Практика меняет нас!», лишают себя права называть словом айкидо рассматриваемый ими вид деятельности.
Представьте, что будет, если случайные люди, столкнувшись с трудностями практики искусства, предназначенными как раз для трансформации их личности, желая оставаться приобщенными к практике Пути и иметь основания упоминать об этом в светских разговорах, не захотят заставлять переделывать себя! Будучи платежеспособными, предложат учителю, конечно с компенсацией, убрать из тренировки трудные и бессмысленные упражнения! А учитель, для удовлетворения запросов «адепта», на основании его индивидуальных особенностей, пойдет ему на встречу, обосновывая свои действия тем, что эти люди, продолжая заниматься, будут укреплять свое здоровье, его бюджет и демографию…
В японской традиции это невозможно, у нас получается – да!
Да, портрет Основателя айкидо совершенно не гарантирует того, что в этом зале вам предоставят условия для практики Пути! Отсутствие кинескопа в телевизоре легко заметить и вовремя от него отказаться. Отсутствие в занятиях айкидо принципов практики боевого искусства, определить гораздо сложнее. Новичку это сделать практически невозможно.
Своим призывом к удовлетворению потребностей занимающихся и преподавателей, авторы диссертации подменяют цели японского искусства. Изменив под себя тонко отрегулированную веками систему совершенствования личности, вымарав из нее как ненужные все ценные качества, они предоставляют первоначально искренне заинтересованным людям перевернутые с ног на голову методы ее практики. В итоге, не получив желаемого результата, неудовлетворенные они не находят ничего лучше как обвинить айкидо в неэффективности. Одни из них бросают свои занятия, другие, не повторив способностей Основателя айкидо, предпринимают активные попытки по совершенствованию его учения. Это мы уже проходили!
Продолжая тему о сохранении традиций вековой культуры в практике искусства, в качестве дополнения к инструкции по изучению айкидо, считаю важным отметить то, как опасен перенос инерции повседневного мышления в свои тренировки. Именно на преодоление этой инерции стоит направлять свое внимание при изучении айкидо.
«Я так хочу! Мне так удобней! Я имею право заниматься тем, что мне больше нравиться, больше подходит в силу моих индивидуальных особенностей! Я выбираю предметом своих занятий практику боевого искусства! Я буду заниматься айкидо!» – все это рассуждения, характеризующие свободное демократичное мышление. Ничего плохого в такой модели рассуждений нет. Мы знаем, что развитие индивидуальности поощряют различные педагогические системы.
Однако я знаю, что перенос подобного стиля мышления в восточную практику способен привести к следующему ее продолжению: «Я знаю свои способности и возможности! Я знаю, что они позволяют мне иметь уважение в кругу коллег, друзей и знакомых! Я горжусь этим уважением! Для укрепления этого уважения я буду тренироваться в этом престижном клубе, к тому же так удобно для меня расположенном! Я буду заниматься по такому расписанию! А это технику, заданную для изучения на сегодняшнем уроке, я стану выполнять вот с таким незначительным отличием! И это будет творческим выражением моей индивидуальности в практике искусства!»…
В конце концов, занятия скатывается к повторению того, что человек уже давно умеет и без занятий восточной практикой. Ведь он продолжает действовать так, как уже привык, на основании известных ему своих возможностей. Где же тогда практика Пути? Не ищите, ее здесь нет! О результате таких занятий уже сказано выше.
А практика находится там, где человек с умом ученика свободным от предубеждений, как чистый лист бумаги, старается в точности повторить заданное ему движение. И в совершенно новой для себя работе, поверьте, настоящие учителя восточных искусств найдут, чем озадачить самое самонадеянное сознание, ученик откроет в себе неизвестные ему до этого качества. Не всеми ими можно будет гордиться. Однако продолжая и продолжая выполнять задаваемую работу все лучше и лучше, он сможет научить себя пользоваться только теми, за которые ему никогда не будет стыдно.
На самом деле не все так просто, как здесь изложено. Путь практики искусства бесконечен. Это значит, что изменение себя никогда не заканчивается. От тех, кто намерен продолжать движение по Пути практики айкидо, Путь потребует проявления смелости, упорства и широты души для того чтобы отказаться от того, что приобретено тяжелым трудом, и начать все сначала.
Наставляя в воспитании в себе качества готовности к постоянным изменениям, Митцуги Саотоме, личный ученик Основателя айкидо, а ныне известный в мире боевых искусств мастер, в книге «Айкидо и гармония в природе» вспоминает обращенные к нему слова О Сэнсэя: «Если ты хочешь сделать вдох, ты должен сначала открыть рот, чтобы выдохнуть использованный воздух. Если я дам тебе золото, и ты схватишь его со всей силой, на которую способен, боясь его потерять, ты не сможешь потрогать бриллиант, который я тебе предложу затем».
Описанию характеристик практики японских искусств и Пути, с подробными перечислениями и детальными описаниями, посвящены тома специальной литературы. Однако для того чтобы тренировки в айкидо были и оставались восточной практикой в первую очередь необходимо сознательное подчинение главным из его принципов: «Искусство – инструмент духовного развития человека!», «Не мы меняем искусство, искусство меняет нас!», «Практиковать Путь, значит быть готовым к постоянным изменениям!», «Будь готов отказаться от того, что уже приобретено!»
Это поворотный пункт! Именно эти условия направляют всю практику занятий в нужное русло. Служат надежными ориентирами, не позволяющими сбиться с бесконечно интересного Пути практики айкидо.
Просмотров: 774 | Добавил: administrator | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar